(495) 542-43-06 многоканальный
(495) 663-72-45
(926) 205-21-50 заказ онлайн
Главная

Руководитель Центра экономики леса и природопользования: Нам необходимо поменять практику дорожного планирования

22.04.2015

Руководитель Центра экономики леса и природопользования: Нам необходимо поменять практику дорожного планирования

Одна из основных проблем, которая сдерживает эффективную работу лесного сектора России, - слаборазвитая дорожная инфраструктура, которая существенно ограничивает возможности полного освоения расчетной лесосеки и снижает доступность сырьевых баз для крупного бизнеса. Как отмечалось на памятном заседании Госсовета в Улан-Удэ, отсутствие лесных дорог не только тормозит использование лесов, но и препятствует их охране от пожаров и болезней. В России протяженность лесных дорог на 1 тысячу га - самая низкая в мире: чуть более 1,4 км. В Швеции этот показатель составляет - 11 км, в США - 10 км, в Норвегии - 9 км, а в Финляндии - вообще 40 км. Из общей протяженности лесных дорог в России только 4,6% имеют твердое покрытие, а 17,3% - это так называемые зимники. В результате мы заготавливаем в год порядка 200 млн кубометров, что составляет треть от допустимого объема изъятия лесного ресурса. Остальное не может быть заготовлено из-за отсутствия нормального доступа к экономически выгодным массивам. Сдвинуть эту проблему с мертвой точки должно интенсивное освоение лесов, создание в отрасли развитой транспортной инфраструктуры. Иначе говоря, надо строить новые дороги, удлинять имеющиеся, прокладывать новые ветки и усы. Как отмечает руководитель Экспертного совета Государственной Думы по вопросам ЛПК Вячеслав Позгалев, "строительство лесных дорог позволит освоить новые лесные массивы со снижением затрат на заготовку, вывозку и капитализацию лесных ресурсов, что даст увеличение лесного дохода в 2-2,5 раза". То, что хорошо и успешно работало 30-40 лет назад, теперь дает сбои: в стране изменились экономические условия, абсолютно другой стала система государственного управления лесами, поменялись лесное, гражданское, бюджетное, природоохранное и экологическое законодательства. Судите сами: создание объекта под названием "дорога" предполагает наличие проекта, соответствующего нормам Градостроительного кодекса, СНиПам, ГОСТам, получение экспертных заключений, решение земельных вопросов, обеспечение контроля за всеми этапами строительных работ и соблюдение множества других условий, хорошо известных профессиональным строителям. Поэтому теоретически после завершения строительства дорога должна быть поставлена на баланс, а на ее эксплуатацию и содержание регулярно необходимо выделять немалые деньги. Вся беда в том, что в рамках действующего на сегодняшний день правового поля поставить лесную дорогу на баланс компания не может, так как, во-первых, не установлено, что она из себя представляет (работу или объект основных средств), а во-вторых, она проходит по землям государственного лесного фонда, которые без специального разрешения о переводе их в земли иных категорий не могут быть отданы в частные руки. С момента ввода в действие нынешнего Лесного кодекса РФ на всех уровнях власти делались неоднократные заявления, сводящиеся к тому, что освоение лесов - это интересы бизнеса, и это его дело как он доберется до экономически выгодного лесного ресурса. Чиновники только обещали разработать меры господдержки тем, кто строит дороги. К сожалению, в этом вопросе до сих пор ничего не сделано ни в законодательном, ни в нормативно-правовом, ни в методологическом обеспечении планирования, строительства и содержания лесных дорог, учитывающих технические характеристики и параметры современного лесовозного автотранспорта. В 2009-2010 годах Рослесхоз совместно с другими профильными ведомствами предпринимал попытку утвердить отдельные положения по строительству дорог, в частности, лесную "дорожную карту-схему", индикативную стоимость создания дорог. Но межведомственная разобщенность и постоянные реорганизации лесного агентства страны не позволили этого сделать. Поэтому, как ни печально в этом признаться, мы до сих пор руководствуемся временными строительными нормами и инструкциями по проектированию и строительству лесных дорог, которые были разработаны еще в 80-х годах прошлого столетия. Во исполнение поручений главы государства, данных после совещания в Улан-Удэ, сейчас разрабатывается "дорожная карта" по интенсификации лесопользования и воспроизводства лесов, развитию лесной инфраструктуры, включая и лесные дороги. Создана экспертная рабочая группа, в которую вошли представители Рослесхоза, Минприроды, Минпромторга России, бизнеса и неправительственных организаций для выработки параметров государственно-частного партнерства в этой сфере. Профессиональное сообщество до сих пор обсуждает одно из поручений президента страны по итогам заседания Госсовета в Улан-Удэ, связанное с разработкой механизмов, касающихся возможности направления на строительство лесной инфраструктуры 5% средств, собранных в дорожные фонды. Однако данное поручение до сих пор не проработано всесторонне на межведомственном уровне и не закреплено законом.

Возврат к списку




Нет времени на поиск?
Оставьте заявку, мы подберём для вас нужную продукцию.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA

Корзина

  • Товаров в корзине: 0
  • На сумму: 0 руб.
Нет времени на поиск?
Оставьте заявку, мы подберём для Вас нужную продукцию.